Согласно американскому Национальному управлению безопасностью движения (NHTSA), сон за рулём ежегодно приводит к 100 тыс. аварий, 40 тыс. травм и 1 550 смертей. Если верить отдельным исследованиям, 20–25% всех аварий на прямых участках дорог происходят по вине дремлющих водителей.
Успехи автопроизводителей с засыпанием за рулём весьма относительны. На дорогие модели Volvo, Ford и Volkswagen устанавливаются системы, определяющие, что водитель заснул: камеры фиксируют, когда машина начинает вилять относительно дорожной разметки; если же разметки нет или занесена снегом, прибор, естественно, бессилен. Существуют и другие средства — например, камеры в салоне, определяющие засыпание по положению век, но, говорят, тоже не очень надёжные.
Возможно, в ближайшее время автомобили начнут комплектоваться устройством, определяющим дремоту и сон с куда более высокой вероятностью. Три ведущих автопроизводителя, в числе которых General Motors, ведут переговоры с компанией NeuroSky, выпускающей различного рода аксессуары для мониторинга электрической активности мозга. Например, поспав с обручем Zeo на голове, можно узнать много интересного о фазах своего сна.
Впрочем, в NeuroSky уверены, что обручи в машинах не потребуются; зато понадобятся датчики, которые будут улавливать характерные сонные электрические импульсы через шевелюру водителя и ткань подголовника (якобы такое специалистам компании по зубам). Разработанные NeuroSky алгоритмы выделяют эти специфические сигналы из шума, коим является деятельность человеческого мозга.
Автомобильные компании уже привезли в NeuroSky множество сидений от своих моделей; исследования начались. Возможным препятствием на пути интересного начинания может стать то, что не у всех водителей голова во время езды находится в тесном контакте с подголовником; впрочем, при засыпании большинство водителей всё-таки откидывается на спинку сиденья: вперёд, как правило, ведёт нетрезвых.