В древнеегипетских гробницах нередко встречаются изображения мужчин и женщин с конусовидными объектами на голове, которые иногда трактуются как куски душистого животного жира. Натали Маккриш из Манчестерского университета (Великобритания) и её коллеги решили проверить гипотезу и обнаружили много интересного.
Специалисты изучили образцы волос пятнадцати мумий с кладбища Келлис-1 в оазисе Дахла и ещё трёх мумий из музейных коллекций США, Великобритании и Ирландии. Мумии были обоих полов, в возрасте от четырёх до 58 лет; умерли люди 2 300–3 500 лет назад.
Световые и электронные микроскопы показали, что волосы покрыты жировым веществом. Встречались также волосы, уложенные с помощью чего-то смолистого.
Растворитель помог отделить средства от волос и проанализировать их. Оказалось, что эти вещества отличаются от использовавшихся для бальзамирования тела. Кстати, две мумии обладали выбритыми головами, и на них гипотетические средства для волос отсутствовали, а лысины были покрыты тем же составом, что и остальное тело.
Г-жа Маккриш заключает, что причёска воспринималась египтянами как важная часть облика человека. Распространено мнение о том, что древние жители долины Нила брили головы, но, по всей видимости, этим занимались в основном священнослужители, а остальные гордились своей растительностью.
Мария Перла Коломбини из Пизанского университета (Италия) отмечает, что похожая практика существовала в Южной Америке: волосы мумий мыли и красили специальным порошком.
Исследование затрагивает интересный момент египетской религии. С одной стороны, существовал чёткий догмат о том, что в соответствии с принципом вселенской справедливости (маат) в загробной жизни человеку воздавалось по его делам: душа взвешивалась, и «марафет» не играл в этом процессе никакой роли. С другой стороны, была разработана сложнейшая система заклинаний, с помощью которых даже самый ушлый грешник мог выйти сухим из воды. И тогда причёска, с которой человек представал перед Осирисом, могла иметь какой-то смысл.
Но можно взглянуть на это и по-другому. Существование человека в Аменти напрямую зависело от сохранности его земного воплощения в виде мумии или статуи, поэтому перед бальзамировщиками и прочими участниками подготовки к погребению была задача максимально точно воспроизвести прижизненный облик усопшего. Иначе, мол, ка (жизненная сила) не сможет вселиться в изображение своего хозяина и принять подношения в виде еды и питья, и тогда человек умрёт окончательно.
Кстати, давно замечено, что египтяне очень любили жизнь, даром что посвящали какую-то её часть подготовке к загробному существованию. Порою их называют самыми большими модниками древнего мира.