Опубликованная позавчера в США книга живущего в Париже американского историка Хэла Воэна называется «В постели с врагом» («Sleeping with the Enemy: Coco Chanel's Secret War»). Она содержит очень неприятные для компании Chanel подробности. 84-летний ветеран Второй мировой сообщает, что работа над книгой началась благодаря случайности: в архиве французской полиции он наткнулся на документ, свидетельствовавший о том, что Габриэль «Коко» Шанель была агентом нацистов с агентурным именем «Вестминстер». Удивлённый исследователь принялся искать информацию в других архивах (в США, в Лондоне, Берлине, Риме) — и обнаружил десятки документов с дополнительными доказательствами и новыми подробностями.

Коко Шанель, согласно г–ну Воэну, была завербована в 1940 году бароном Гансом-Гюнтером фон Динклаге, офицером, агентом абвера (армейской разведки), с которым некоторое время жила вместе в отеле «Ритц». Агентурное имя г-жи Шанель — очевидно, из-за тонкого юмора вербовщика — было напоминанием о другом её любовнике, герцоге Вестминстерском.

Как утверждается в книге, в 1941 году Коко Шанель выполнила некую миссию в нейтральной Испании, а затем отправилась в Берлин по требованию высокопоставленного генерала СС. Наградой за выполнение задачи было освобождение племянника кокотки-модельера из лагеря военнопленных.

На сотрудничестве с нацистами Шанель пыталась нажиться: как пишет Воэн, агент «Вестминстер» предпринимала попытки использовать в своих целях экспроприацию собственности евреев и отобрать у своих партнёров из семьи Вертхаймеров их долю (70%) в парфюмерном бизнесе Chanel (которому Вертхаймеры обеспечили финансирование). После войны Коко Шанель была арестована, но через несколько часов отпущена по личному указанию Уинстона Черчилля; затем г-жа Шанель спешно уехала в Швейцарию.

Компания Chanel уже выступила с заявлением, отметающим обвинения, но содержащим важную оговорку: уполномоченные официальные лица компании книгу ещё не читали, а видели только отрывки из неё в СМИ. Другая оговорка касается отношений Коко Шанель с Вертхаймерами: «Она [Коко] не была в тесных отношениях с семьёй и не считала евреев близкими друзьями или профессиональными партнёрами». Всё это несколько странно, если учесть, что Chanel сейчас принадлежит Вертхаймерам. Хотя семья, скорее всего, не заинтересована в раздувании скандала: с 1953 года г-жа Шанель вновь работала на Вертхаймеров, полностью уступив им права на торговую марку (за $400 тыс. и 2% от прибыли).

Американская ассоциации выживших жертв Холокоста и их потомков (American Gathering of Jewish Holocaust Survivors and their Descendants) призвала Chanel провести расследование, заявив, что обвинения слишком серьёзны, чтобы их можно было отвергать без тщательной проверки.

Критики Воэна задаются вопросом, почему документы не были обнаружены раньше. Ответ журналиста таков: гриф секретности был снят с них совсем недавно. Признаемся, что ветеран вызывает симпатию: в ответ на вопросы о том, повредит ли его книга продажам Chanel, он посмеивается: «Есть такое французское выражение: “Собака лает, а караван идёт”. Так же будет и с моей книгой. Карл Лагерфельд позаботится о том, чтобы шума не было, и Chanel будет именем ещё сотню лет».

Тема связей мира высокой моды с нацистами (дизайн формы СС — это не просто так, это Hugo Boss) заслуживает не только исторического, но и философского осмысления. Да и размышления о том, куда подчас заводят элитизм, эстетство и снобизм, чрезвычайно плодотворны и полезны практически для всех. Впрочем, некоторые наши современники и соотечественники скажут о Коко, что девушка просто поставила не на ту лошадь в попытке расширить бизнес.