Фторированные углеводороды — мощные парниковые газы, эмиссия которых должна быть уменьшена в соответствии с Киотским протоколом. Если опираться на официальные доклады стран-участниц, выброс трифторметана (ГФУ-23) в Западной Европе действительно значительно сократился. Тем не менее измерения, проведённые Швейцарской федеральной лабораторией материаловедения, показали, что ряд стран занижает свои показатели. Например, Италия выделяет в 10–20 раз больше ГФУ-23, чем указывается в официальных отчётах.
Международные соглашения (Киотский протокол по сокращению выбросов парниковых газов, являющийся приложением к «Рамочной конвенции ООН об изменении климата», не исключение), как правило, имеют одну загвоздку: почти невозможно проверить, выполняют ли страны-участницы свои обязательства.
По всей видимости, этому безобразию скоро положат конец. На станции Юнгфрауйох, расположенной на высоте 3 580 м над уровнем моря, исследователи установили специальный газовый хроматографический масс-спектрометр MEDUSA. Он способен довольно точно оценить уровень выбросов более чем 50 галогенированных парниковых газов, а также отследить источник эмиссии на региональном уровне благодаря атмосферной и метеорологической компьютерным моделям.
И сразу же — отрезвляющий результат: Западная Европа испускает примерно в два раза больше ГФУ-23, чем сообщали официальные лица.
Подозрение в том, что некоторые государства не слишком точны в отчётности, родилось не вчера. Всемирная сеть AGAGE («Передовой глобальный эксперимент по атмосферным газам») уже показывала значительное превышение официальных данных. Однако предполагалось, что врёт прежде всего Китай, а вместе с ним и некоторые другие развивающиеся страны.
Исследователи сфокусировались на ГФУ-23, поскольку это особенно долгоживущий парниковый газ с периодом атмосферного полураспада в районе 270 лет. Его потенциал глобального потепления в 15 тыс. раз превышает возможности двуокиси углерода. ГФУ-23 — побочный продукт производства хлордифторметана (ГХФУ-22), который используется в качестве хладагента и пенообразователя, а также при изготовлении тефлона. Соответственно, ГФУ-23 выделяется почти исключительно производителями ГХФУ-22, поэтому его легко отследить. Таковых в Западной Европе всего шесть.
Учёные сравнили показатели станций Юнгфрауйох и Мейс-Хед (ирландская станция сети AGAGE) с июля 2008 по июль 2010 года. Снова и снова им попадались таинственные пики, источником которых оказался итальянский завод ГХФУ-22, расположенный к западу от Милана. И всё бы ничего, но итальянские власти утверждают, что страна практически полностью свободна от ГФУ-23 с 1996 года. В действительности Италия производит 270–630 тыс. тонн ГФУ-23 в CO2-эквиваленте (примерно столько углекислого газа выделяет за год город с населением 75 тыс. жителей).
Но, быть может, это единичный случай лжи? Исследователи решили копнуть поглубже. При финансовой поддержке Федерального ведомства по охране окружающей среды Швейцарии они взглянули на всю Западную Европу. Италия оказалась в лидерах по выбросам ГФУ-23, за нею шли Нидерланды и Великобритания, тоже занижавшие свои показатели. Франция и Германия, напротив, себя не запятнали. К радости специалистов, компьютерная модель точно связала источники выбросов с шестью известными заводами ГХФУ-22.
Разработка швейцарских учёных может оказать неоценимую помощь тем, кто следит за выполнением подписантами своих обязательств. Осталось только распространить сеть станций на Восточную Европу и Восточную Азию.